From: Nil Alexandrov 2:5015/46 30 Mar 2020 05:02 +0300
To: Oleg Redut 2:5000/111
Subject: Фидо через радио, в блокчейнах, через паб/сабы и прочее
Hello, Oleg! Sunday March 29 2020 21:50, from Oleg Redut -> Vitold Sedyshev: VF>>>> Много ли радиолюбителей с коротковолновыми радиостанциями VF>>>> осталось? DB>>> Остались и еще больше, чем модемов на руках, а к эхотагу-то это DB>>> как относится? Быстренько пройдусь по теме фидо-через-радио, что нужно понять, прежде чем мы углубимся в детали получения радиолюбительского позывного, разрешения на установку антенн, доступ на крыши и пр. Сначала прикиньте какие скорости передачи данных вообще доступны. Физика такова, что всё зависит от того, какую полосу пропускания нам дана под цифру (под наш момед) и какой там сигнал-шум (SNR), тогда мы сможем выбрать соответствующую цифровую модуляцию, ну и задержки ещё важны, приём/передача если без разноса частот. Любителям матана читать вики "Теоремы Шеннона для канала с шумами". Если коротко, то на КВ скорость до 300бод. На 10метрах (чуть выше СиБи) до 1200бод (может быть не официально можно 2400). На УКВ на 2ке 19.6k, на 70см 56k. На гигагерцах уже все эти ваши вайфаи работают. На СиБи официально цифру гонять нельзя. Всё, что быстрее 1200/2400 надо лезть в радио, а не просто через вход/выход гарнитуры подавать/снимать сигнал. На УКВ с переделкой радио видел 9600, выше не знаю. VS>> Сейчас основным стал транспорт Fido-over-IP, но почему не VS>> использовать КВ диапазон для передеачи пакетов с FTN. До 300бод в идеальное прохождение, которое длиться ещё не так долго. Вообще это немного лотерея в каком городе поймают твой сигнал на данном диапазоне в данное время суток (солнечная активность). VS>> Тем более, что можно скорее всего организовать будет сразу Broadcast VS>> рассылку эхоконференций =) Осталось только сделать передатчик как у радио Маяк. Может проще броадкаст тогда со шпунтика вниз пихать? OR> Это не актуально. В тренде блокчейны. Кто сказал? Блокчейны это модно? OR> Ноды-валидаторы. Пойнты имеющие право записи в бч, при валидации их OR> блоков нодами. И любые энд-юзеры имеющие возможность делать свои OR> фронтэнды с чтением конференций через паблик-ноды. Построишь частный блокчейн или таки PoW (доказательство выполнения работы) надо будет делать? OR> Единый бч. Залитые в него архивы всех доступных конференций. А как ты будешь решать вопрос с изъятием сообщения по требованию? Обычно каждый сисоп сам решает что ему на узле держать, какие эхи (ру.суицид выпили, например, недавно), какие сообщения прибить если что. В фидо нет того самого кашерного представления всех сообщений (строгая согласованность в модели соглоасованности) и оно не нужно, причинной согласованности достаточно. OR> Моментальное распространение сообщений. Неудаляемый из бч нетмайл с OR> шифрованием и приватньи доступом автора и получателя. Структура OR> координаторов, подтверждаемая нодами-валидаторами своего уровня. OR> Авторизированные модераторы, имеющие возможность переводить узлы в OR> рид-онли на уровне отвергания блоков валидаторами. Если уж у нас есть распределённая система с хранением данных, с алгоритмом консенсуса, то институт координаторов уже рудимент, собственно, как и институт модераторов, который заменяется обратной связью (голосованием за посты). OR> Где-то так. :-) OR> А, ну и совместимость софта для приёма пакетов имеющимися OR> протоколами и занесения мессаг в бч. Можно ещё вспомнить, что в тренде сейчас pub/sub шаблон, например протокол MQTT от 1999 года, но только сейчас получивший распространение с появлением всех этих IoT устройств. Можно я тоже помечтаю тогда? Сети фидо - это сеть распределённых брокеров, работающих по модели издатель-подписчик (чёрт, сходил в вики чтобы на русский pub/sub перевести). Подписываешься на топик и все сообщения, которые отправляются в него попадают к тебе, похоже на эху, да? Топиком может быть твой фидо-адрес, отправить может кто угодно, но подписаться только ты, вот тебе и нетмейл. Клиенты MQTT при соединении могут указать *persistent session*, соответственно на всё, что они подписались будет им приходить и когда они не в онлайне, т.е. копиться до момента, когда подключаться снова, опять фидо напоминает? Само тело сообщений (payload) стандартом MQTT не регулируется (а то бы напихали всех этих ваших json, xml, ..), можно продолжать гонять православный msg из FTS-0001. P.S. Если у тебя автомобиль производства года с (не буду врать), и он не ВАЗ, то, скорее всего, он сливает всю свою телеметрию по MQTT через 3G/LTE. Best Regards, Nil
From: Nil Alexandrov 2:5015/46 30 Mar 2020 04:56 +0300
To: Andrei Mihailov 2:469/335
Subject: Сертификат на fidoweb.ru
Hello, Andrei! Sunday March 29 2020 21:49, from Andrei Mihailov -> Dmitriy Ignatov: DI>>>> Сабж продлите штоле... AM> Вчера скачивал с него файлы без проблем. $ date;echo | openssl s_client -servername fidoweb.ru -connect fidoweb.ru:443 2>/dev/null | openssl x509 -noout -dates Mon Mar 30 04:56:28 MSK 2020 notBefore=Mar 23 16:47:21 2019 GMT notAfter=Mar 22 16:47:21 2020 GMT DI>> Дело в том, что твой сервер в принципе отвечает для этого сайта DI>> по https, но выдаёт старый сертификат. У подавляющего большинства DI>> современных браузеров (проверял в актуальных Фоксе и Хроме) DI>> логика на такую ситуацию следующая - автоматом предпочитать заход DI>> по https, после чего всё и упирается в просрАченный сертификат. AM> У меня Фокс Учите матчасть. Best Regards, Nil
From: Andrei Murahovskiy 2:467/888.22 29 Mar 2020 20:39 +0300
To: Dima Bargamov 2:5020/570.1
Subject: СОБ.ИHФ.: Альтернативная связь
Hello, Dima Bargamov. On 29.03.2020 15:42 you wrote: DB> оПХвЕР! DB> Kaк-тo нa дняx (29 мар 20) Andrei Murahovskiy пишeт к Dmitriy DB> Orlov... Это вообще самое простое и элементарное из всего этого DB> квеста. Позывной оформляется за две недели и 1000р. Регистрация DB> трансивера бесплатна и еще примерно неделя. Я не особо в теме, не радиолюбитель. Просто интересующийся. Вроде надо еще экзамен какой-то сдать даже на телефонную связь? Это же не CB а любительский диапазон. DB> Спутников не существует, народ через HАТОвские саткомы сидит, но DB> опять же в телефоне. Цифру через репу гонять тебе никто не DB> позволит, да и не прокатит по полосе. Hа УКВ, хоть в прямом DB> канале, хоть через репу ну на 50км ты дунешь и все! SO-50? https://m.youtube.com/watch?v=HJypKkjCfHk DB> Ты про FRN? Там этот баофенг за 30$ нужен только для того, что бы DB> достать до ближайшего интернет шлюза. Опять же, возможна передача DB> только голоса. Нет, тут я именно про спутник. DB> --- GoldED-NSF * Origin: ... паясничать в ru.fidonet.today DB> (2:5020/570.1) -- Best regards! Posted using Hotdoged on Android
From: Dmitriy Ignatov 2:5023/24.3787 29 Mar 2020 20:13 +0300
To: Oleg Redut 2:5000/111
Здpавствуй, Oleg! DI>> Сабж продлите штоле... DI>> ======================================= DI>> Веб-сайты подтверждают свою подлинность с помощью сертификатов, DI>> имеющих ограниченный срок действия. Срок действия сертификата для DI>> fidoweb.ru. истёк 22 марта 2020 г.. DI>> ======================================= OR> Сайт работает http: без проблем. С проблемами. Дело в том, что твой сервер в принципе отвечает для этого сайта по https, но выдаёт старый сертификат. У подавляющего большинства современных браузеров (проверял в актуальных Фоксе и Хроме) логика на такую ситуацию следующая - автоматом предпочитать заход по https, после чего всё и упирается в просрАченный сертификат. Если нет желания/возможности продлить его, то хотя бы отключи https полностью как сущность, что бы не вводить в ступор людей, пытающихся зайти на сайт. А то у сетевого сообщества ощущение складывается, что фидо сдохло чуть более, чем уже сдохло. С уважением - Dmitriy
From: Dima Bargamov 2:5020/570.1 29 Mar 2020 19:24 +0300
To: Dmitriy Orlov 2:5090/958.1
Subject: FIDO over КВ
Привет тебе, Dmitriy! Kaк-тo нa дняx (29 мар 20) Dmitriy Orlov пишeт к Dima Bargamov... [ ... ] DB>> При любом раскладе, громоздить что-то на крыше многоэтажек DB>> официально очень тяжело, а в большинстве случаев - невозможно, DB>> т.к. никто не хочет отвечать за твое творение. DO> Hо радиолбители живут же как-то? Живут, но живут они от того, что они радиолюбители, а не фидошники. Даже я, имея это все на крыше и не по одной антенне, не пойду на то, чтобы ради фидо ставить фидошную антенну на крышу и отдельный трансивер. Просто антенн мало не бывает и лучше я ее буду использовать в радиолюбительских целях. :-)
From: Oleg Redut 2:5000/111 29 Mar 2020 18:11 +0300
To: Dmitriy Ignatov 2:5023/24.3787
Доброе (current) время суток, Dmitriy! DI> Сабж продлите штоле... DI> ======================================= DI> Веб-сайты подтверждают свою подлинность с помощью сертификатов, DI> имеющих ограниченный срок действия. Срок действия сертификата для DI> fidoweb.ru. истёк 22 марта 2020 г.. DI> ======================================= Сайт работает http: без проблем. В связи с отсутствием каких-то банковских операций через сайт или передачи закрытой информации не вижу смысла в поддержке https. Что я могу еще сказать?.. Oleg ... AKA oleg(&)redut.info AKA ICQ 28852595
From: Dima Bargamov 2:5020/570.1 29 Mar 2020 15:42 +0300
To: Andrei Murahovskiy 2:467/888.22
оПХвЕР! Kaк-тo нa дняx (29 мар 20) Andrei Murahovskiy пишeт к Dmitriy Orlov... [ ... ] AM> Hаверное самой большой проблемой будет регистрация радиостанции и AM> получение позывного. Это вообще самое простое и элементарное из всего этого квеста. Позывной оформляется за две недели и 1000р. Регистрация трансивера бесплатна и еще примерно неделя. AM> Что касается диапазона, лучше наверное AM> остановиться на УКВ через любительские спутники или сеть любительских AM> репитеров. Спутников не существует, народ через HАТОвские саткомы сидит, но опять же в телефоне. Цифру через репу гонять тебе никто не позволит, да и не прокатит по полосе. Hа УКВ, хоть в прямом канале, хоть через репу ну на 50км ты дунешь и все! AM> Hа ютубе уже достаточно роликов про связь при помощи AM> баофенга за $30 с ручной антенной на сотни и тысячи км. Ты про FRN? Там этот баофенг за 30$ нужен только для того, что бы достать до ближайшего интернет шлюза. Опять же, возможна передача только голоса.
From: Oleg Redut 2:5000/111 29 Mar 2020 15:19 +0300
To: Stas Mishchenkov 2:460/5858
Subject: 24 марта в истории Фидо
Доброе (current) время суток, Stas! OR>> Пароль для линка в нетмайл и экспериментируй. :-) OR>> byte.nsk.su:8080 SM> ERR_CONNECTION_TIMED_OUT Так и должно быть? Это в Хроме или Мозилле?-) Но вообще-то я дизаблил. Включил снова. Ремоту на работе сотрудникам делал. Что я могу еще сказать?.. Oleg ... AKA oleg(&)redut.info AKA ICQ 28852595
From: Oleg Redut 2:5000/111 29 Mar 2020 15:15 +0300
To: Andrei Mihailov 2:469/335
Доброе (current) время суток, Andrei! OR>> Никакого смысла. Но есть возможность. AM> Возможность забирать есть и флоппинетом. Но вряд ли ты найдешь AM> желающего залинковаться с тобой флоппинетом ;)) Таки ремотный доступ - это не личный контакт. В век КВ. Что я могу еще сказать?.. Oleg ... AKA oleg(&)redut.info AKA ICQ 28852595
From: Andrei Murahovskiy 2:467/888.22 29 Mar 2020 12:35 +0300
To: Dmitriy Orlov 2:5090/958.1
Hello, Dmitriy Orlov. On 28.03.20 11:33 ПП you wrote: DO> Hello Dima! DO> 28 Mar 20 07:18, you wrote to Vitold Sedyshev: VS>>> Высокие цены только на начальном этапе производства. DB>> Я уже приводил расчет оборудования, но даже это меркнит с теми DB>> трудностями, когда ты полезешь на крышу и начнешь объяснять DB>> главному инженеру для чего тебе там нужна КВ антенна и сколько он DB>> будет сидеть, если она упадет на мамашку с коляской внизу. Наверное самой большой проблемой будет регистрация радиостанции и получение позывного. Что касается диапазона, лучше наверное остановиться на УКВ через любительские спутники или сеть любительских репитеров. На ютубе уже достаточно роликов про связь при помощи баофенга за $30 с ручной антенной на сотни и тысячи км. Так же есть и видео работы с BBS с носимой укв радиостанции. Правда скорость около 1200 бод. Впрочем, с рук нормальный длительный прием не получится, надо будет делать привод для его антенны. Но при наличии ардуин и дешевых сервоприводов это не есть непреодолимая преграда. DO> --- GoldED+/W32-MINGW 1.1.5-b20170303 * Origin: (2:5090/958.1) -- Best regards! Posted using Hotdoged on Android